Powered By Blogger

среда, 12 ноября 2014 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Саргатский детский сад №4»
Саргатского муниципального района
Омской области





                    Мастер- класс
«Безопасность детей наше общее дело».







                                                                    Подготовила:  Чешегорова Т.А.
                      Воспитатель
  МБДОУ «Саргатский детский сад №4»








                                                         2014 г.
Слайд 1 Тема моего опыта « Безопасность детей – наше общее дело».
Слайд 2    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – Саргатский детский сад №4 расположен в центре нашего посёлка, недалеко от перекрёстка перегруженных транспортом улиц Калинина и Худенко. Путь в детский сад для многих детей требует перехода через дорогу. Пока мои воспитанники , переходят дорогу, держа маму за руку, но скоро и  в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребёнка, они должен будут без помощи взрослых переходить дорогу. Значит, необходимо научить их правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки основ безопасной жизнедеятельности. Поэтому так важно, чтобы они знали правила и не подвергали свою жизнь опасности и берегли своё здоровье. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.(Слайд ДОУ)
Слайд 3     Актуальность опыта моего  в том, что
Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения на улице. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.
     И я задумалась, какие же существуют подходы по данному вопросу, какие необходимо подобрать образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте.
     Ведущая идея опыта состоит в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих накопление опыта безопасного поведения детей  на дороге.
   При этом мною определены формы и методы, позволяющие сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности.
   Слайд 4  Целью моего педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о  безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности                                              Задачи в работе с детьми
·        формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
·        формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
·        закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;
·        способствовать  эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
    Слайд 5     В своей работе я опиралась на содержании программы разработанной в 1997 году, пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. Ребёнок на улицах города.
      Основываясь на содержание программы, мною был  разработан  перспективный план, который состоит из 2-х разделов: 
1 раздел - программное содержание;
2 раздел - совместная деятельность (слайды показ)
   Цель  разработанного перспективного плана - систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка. Адаптировать имеющийся материал к условиям проживания в Омской области, а конкретно в посёлке Саргатское.
    Слайд 6  На 1 этапе мне было необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их  знания о правилах безопасности жизнедеятельности.
     Выяснить уровень сформированности знаний и умений о  правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года. Одновременно,  мною,   проводилась  работа по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний о безопасной жизнедеятельности и выявлению запросов родителей по укреплению здоровья детей. (Беседы – слайды показ, анкетирование - диагностика  ).
     На 2 этапе я вводила правила в жизнь детей, показывала разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировала дошкольников в умении применять эти правила. слайды показ
    На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило  осознанное овладение реальными практическими действиями.     слайды показ     
    Основываясь на возрастных особенностях дошкольников, мной были разработаны конспекты по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей. (слайды показ).
Конспекты составила по разделам:
·       Ребенок и его здоровье;
·       Ребёнок и другие люди;
·       Правила дорожного движения.
      Конспекты составила, применяя игровую деятельность, в игре дошкольники обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.  Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются, и совершенствуются двигательные навыки, точность движения, внимательность.  (Слайд книга пособи, конспекты)
Воспитатель:  И сейчас я предлагаю вам стать детьми (все сидят на своих местах)
                                    День необычный сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать вас!
                                   Для умной игры собралась детвора
                                   Её начинать нам настала пора!
Слайд 7  Раздается звук сирены, на экране появляется знак SOS.
     Воспитатель:   Кто из вас знает,  что это за знак и звук?
     Участники: С кем-то случилась беда, и они просят о помощи.
   Слайд 8 Воспитатель:  Слайд :  Посмотрите, нам пришло электронное письмо. Сейчас мы с вами прочитаем.
«Здравствуйте! Я попал в беду. Никогда не учил правил дорожного движения, думал, что они мне не понадобятся. Собрался к вам в гости, но Волшебник Дорожных Наук  отправил меня в страну Неразбериха». Помогите выбраться  мне отсюда. Я обещаю, что все Правила движения обязательно выучу!  Незнайка»
    Воспитатель: Вот так с применением ИКТ и через игровую форму,  ввожу сказочного героя, который попал в беду. Дети с большим желанием включаются в сложившую ситуацию. Применяя художественное слово, я мотивирую детей на дальнейшие действия.

     А сейчас все вместе со мной повторяем такие слова:

Знаем правила мы все,
Мы уверены в себе.
Там, куда мы попадем,
Вместе мы не пропадем!
Закройте глаза, хлопните 3 раза в ладоши. Открываем глаза.

Слайд 9: Улица с движущимися машинами. Шум улицы.

    Воспитатель:  Применяя такие слова, мы попадаем в страну Неразбериха. Чтобы помочь Незнайке вернуться,  предлагаю детям выполнить задания Волшебника Дорожных Наук. Для привлечения внимания детей проговариваю такие слова:
Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное - внимание!
       -А вы, внимательны на дороге?
Вот Вам и такое задание  « Внимательный пешеход»
      Воспитатель:  Я детям задаю вопрос, а они должны отвечать «да» или «нет». Давайте попробуем с вами:
- Что хотите - говорите, -красный свет - проезда нет? (Да)
- каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
-на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да).
-Молодцы!
Слайд 10, 11,12, 13 Воспитатель:  Чтобы детям быть помощниками в таких ситуациях я провожу НОДы, проигрываем различные ситуации, просматриваем видео фильмы по правилам дорожного движения на темы: «Наблюдения  за движением машин и работой водителя», «Пешеход переходит улицу», « Мы пассажиры», «Сигналы регулировщика», также  мои воспитанники в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на улице. Закрепляют представление: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток». Рассматриваем потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть  в играх во дворе дома, при переходе улиц, учимся мерам предосторожности, например,  выполняя такие задания:
Сдайд 14 «Сигналы светофора». Предлагаю опознавательные предметы, например круги и объясняю условия: (слайд с кружками и движение)
Предлагаю вам выполнить это задание: смотрим на экран, со сменой кадра меняем движение.
Слайд 15 На зеленый – шагают,
Слайд 16 На желтый – хлопают,
Слайд 17 На красный – грозят пальцем.
     Слайд 18 Воспитатель:  Знакомлю детей с ГИБДД, рассказываю о том, кто там работает, узнаем о труде - регулировщика. Объясняю детям что, регулировщики следят за порядком на тех перекрёстках, где нет светофора. Они подают команды жезлом: кому идти, кому стоять.  Сейчас я буду выступать в роли регулировщика, а вы, используя кружки должны определить сигнал светофора.
     Напомню  правила игры: регулировщик поднимает правую руку вверх – это соответствует жёлтому сигналу светофора; регулировщик стоит лицом или спиной к движению - это соответствует красному сигналу; регулировщик повернулся боком - можно идти на зелёный сигнал светофора.
      Слайд 19,20,21  Воспитатель:   В игровой форме с применением загадок, формирую  знания о дорожных знаках, их классификация, назначение. Игра « Найди свой знак»
(Моделируемые знаки( Материал: элементы знаков: круги( красный и синий), треугольники( красные), прямоугольники( синие), силуэт человека, силуэт детей, велосипед).
      Попрошу вас выйти ко мне. Перед вами лежат дорожные знаки. Я вам загадываю загадку, а вы находите необходимый знак и называете его.
На асфальте есть полоски,
И на знаке есть полоски.
Только здесь, при зелёном свете,
Переходите улицу, дети!
(Пешеходный переход)
 Велосипед на круге красном,
 Значит, ехать здесь опасно!
(Движение на велосипеде запрещено)
       Затем провожу эту же игру, но с усложнением.
 Перед детьми лежат элементы знаков. Воспитатель предлагает собрать знак.  И объяснить, что он означает.
 В синем круге пешеход-
Не торопится, идёт!
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно!
(Пешеходная дорожка)
Этот знак — нам друг большой,
От беды спасает,
И у самой мостовой,
Водителей предупреждает:
«Осторожно, дети»
(«Дети»)
( Слайд знаков)
Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием.
     Воспитатель: Очень интересные занятия проходят, когда знакомимся со специальными автомобилями: «Скорая помощь», «Пожарная», «Такси», их назначение и особыми правилами движения по улице,Слайд 20,21 шьём костюмы, участвуем в районных мероприятиях по ПДД организованными центром дошкольного творчества совместно с ГБДД.
 Слайд 22     Воспитатель: Чтобы расширить  круг представлений детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, воздушный и водный). Я предлагаю шуточное задание, называется оно «В гостях у сказки». Дети отвечают  на  вопросы и находят картинки с этим средством передвижения:
У вас на столах лежат конверты с различными видами сказочного транспорта, я буду задовать вопрос, а вы показываете и называете отгадку.
1.На чем Емеля ехал во дворец к царю?    (печь)
2.Любимый вид транспорта кота Леопольда?  (велосипед)
3.На чем путешествовала старуха Шапокляк? (поезд)
4.Во что превратила тыкву, фея для Золушки? (карета)
5.На чем летал Старик Хотабыч?  (ковер самолет)
6.На чем катался Кай из сказки «Снежная Королева»?  (санки)
7.Предмет передвижения Бабы Яги?  (ступа, метла)
8. На чём передвигался стойкий оловянный солдатик? (кораблик)
     Воспитатель: Молодцы! Вспомнили сказки, а теперь попробуйте распределить сказочные средства передвижения по видам транспорта.  
   Для этого у вас лежат на столах рабочие листы.
    Слайд 23, 24, 25, 26, 27,  Воспитатель: Для формирования у детей основ безопасности в ситуациях дорожного движения в группе детского сада создан «Центр безопасности дорожного движения», атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «ГИБДД», «Шофёры», « Пожарные», « Больница», макет светофора, простейшие макеты улиц, где обозначены тротуар и проезжая часть; набор дорожных знаков, дидактические игры.  Дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочки действий. В ходе игровой деятельности закрепляются знания о дорожных знаках, «дорожных ловушках»,  правилах безопасного поведения.  (Слайд из Анжелиного ПДД – дорога в группе)
    28  Много времени мы проводим в библиотеке, там мы узнали,  сколько лет светофору, играли с дедушкой светофором. (Слайд с новым Светофоромв библиотеке методкаб)  
     Воспитатель: Совместно с музыкальным работником мы разучиваем песни, сценки, которые исполняем  на  развлечении, показываем для детей всех групп нашего сада. Слайд 29, 30,31 Дети очень любят праздники, посвященные дорожному движению, через них  дети реализовывают полученные «теоретические» знания  в  рамках «тематических недель».(Слайд с праздников)
Слайд 32 Воспитатель: Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, семинарах и беседах знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности дорожного движения. (Слайд с собрания)
 Слайд 33   Воспитатель: С учётом возрастных особенностей детей, я использовала следующие
методы и формы  обучения, комплексные занятия, которые вы видите на экране;
·       экскурсии;
·       целевые прогулки;
·       походы;
·       подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры;
·       игры-соревнования;
·       сочинение историй;
·       наблюдения;
·       беседы;
·       чтение специальной детской литературы;
·       упражнения;
·       рассматривание;
·       анализ заданных ситуаций;
·       выполнение поручений;
·       экспериментирование;
Слайд 34 а также средства обучения, которые тоже перечисленны на экране. (на Экране)
·       Плакаты;
·       Иллюстрации;
·       Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
·       Разрезные картинки;
·       Мозаики;
·       Настольно-печатные игры;
·       Дидактические игры;
·       Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
·       Компьютерные презентации;
·       Карточки для индивидуальной работы;
·       Костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора;
·        Игрушечный транспорт различного функционального назначения
·       Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);
·       Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
·       Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
·       Дорожные знаки;
·       Карточки с телефонами служб спасения;
·       Телефон;
·       Картотека подвижных игр по ОБЖ;
·       Подборка художественной литературы по теме;
·       Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
·       Папки-передвижки;
·       Цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.

 Слайд 35  Воспитатель: Работа велась на протяжении трёх лет и строилась как совместная деятельность детского сада, сотрудников ГИБДД и семьи в интересах ребёнка. В результате целенаправленной работы у детей расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения; сформировались навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной обстановке.
Слайд 36 Полученные знания и опыт дети применяли в районных мероприятиях по ПДД « Веселый перекресток ( 1-2 места); активное участие в областном конкурсе « Веселый светофор».
Слайд 37 
В память о своем выступлении я хотела бы подарить вам вот такие буклеты.
















































Комментариев нет:

Отправить комментарий