вторник, 11 ноября 2014 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Саргатский детский сад №4»
Саргатского муниципального района
Омской области






                      «Безопасность детей – наше общее дело»









                                                                              Чешегорова Т.А.
                                                                                     Воспитатель Iкатегории


 2014г.

                                                 Содержание
 Введение                                                                                           стр. 3        
Актуальность                                                                                      стр. 4
противоречие                                                                                      стр. 5
проблема                                                                                            стр.  5
цель                                                                                                    стр. 7
задачи                                                                                                 стр. 9
анализ методической литературы                                                         стр. 12   
I Теоретическое обоснование                                                             стр.12
а) Вторая  младшая группа:                                                                         стр. 12
1. Диагностика                                                                                    стр. 12                                          
2. Раздел  « Здоровье ребенка»                                                                     стр. 13
3. Раздел « Знакомство с противопожарной безопасностью»                стр. 13
4. Раздел « Ребенок и природа»                                                           стр. 14
5. Раздел «Ребёнок и улица»                                                                стр.16                                                                                         
5. Работа с родителями                                                                        стр.17
6. Результаты диагностики                                                                   стр. 19
7.Вывод                                                                                                      стр. 19                                                                                                                                                              
б) Средняя группа:                                                                                         стр. 19
1.Диагностика                                                                                               стр. 20
2. Раздел «Ребенок и другие люди»                                                        стр. 20                                                                                          
3. Раздел « Ребенок дома»                                                                        стр. 21             
4.Раздел « Ребенок и природа»                                                               стр. 22                                                       
5. Раздел « Знакомство с противопожарной безопасностью»                  стр. 23                                                                     
6.Раздел « Ребенок и улица»                                                                     стр. 24
7. Раздел « Ребенок и его здоровье»                                                           стр. 26                                                                  
8. Раздел « Эмоциональное благополучие ребенка»                             стр. 27                                                                                                                                                  
9. Работа с родителями                                                                             стр. 28
10.Результаты  диагностики                                                                   стр. 31
11.Вывод                                                                                            стр. 31
Заключение                                                                                       стр. 31
Список литературы                                                                                  стр. 33
Приложение к опыту                                                                                стр. 34





Введение
                                                                      В своих бедствиях люди       
                                                                      склоны винить судьбу, богов
                                                                           Все что угодно, но только не    
                                                                                  самих себя.
                                                                                                            Платон
     Человеческая жизнь сложна и многогранна, часто радости и неприятности идут рядом. Помочь себе в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях, кто научится их своевременно распознавать, обходить стороной.  Недаром русские пословицы гласят: « Береженого Бог бережет», « Берегись бед, пока их нет», « Предупрежден- значит убережен».
     Самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения – дети. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта, знаний, и несформированные навыки безопасного обращения с предметами. Большинство дошкольников не знают как себя вести в той или иной ситуации.
     Формирование умений и навыков безопасного поведения  - сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в раннем  возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде. Привитые с детства знания и навыки безопасного поведения становятся естественными в поведении взрослого человека.
     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Саргатский детский сад №4 расположен в центре нашего посёлка, недалеко от перекрёстка перегруженных транспортом улиц Калинина и Худенко. Путь в детский сад для многих детей требует перехода через дорогу. Пока мои дети дошкольники, самостоятельно они этого не делают, но скоро им в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребёнка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу. Значит, необходимо научить его правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки основ безопасной жизнедеятельности. Поэтому так важно, чтобы они знали правила и не подвергали свою жизнь опасности и берегли своё здоровье. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.
Актуальность
     Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения на улице. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим у меня актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.
     И я задумалась, какие же существуют подходы по данному вопросу, какиенеобходимо подобрать образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте.
     Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных наук: В.А.  Алексеенко, В.С.  Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, Э.Я.  Соколов и др. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарникова, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой.
     Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает нормы поведения в обществе, в котором живет. Определить  правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила безопасного поведения на дорогах, в быту, в природе. Сохранение жизни и здоровья детей – важнейшая задача современной педагогики. У детей дошкольного возраста необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице, в природе, дома. Учить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных  ситуациях, так как эти знания формируют культуру поведения личности, внимание, ответственность за  свою жизнь и за  безопасность окружающих.
Поэтому, актуальность формирования у  детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений.
        Противоречие. Проблема.
     В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни - родители. Дети являются гордостью своих родителей. Каждый из них желает  видеть своего ребенка здоровым и невредимым. Безопасность ребенка – главное, о чем они переживают. Многим кажется, что защита и воспитание детей лежит только на их плечах. Они стараются доставить детям как можно больше удовольствия, покупая безопасную и красивую мебель и  только те игрушки, которые, как они  уверены, не нанесут малышу никакого вреда.
      Противоречие состоит в том, что взрослые, создавая игровую среду, окружая малыша вниманием и любовью, показывая правила безопасного общения с животными  на личном примере, играя с детьми, должны формировать умения и навыки безопасного поведения. Но на самом деле этого не происходит.  Трудно требовать от малыша соблюдения правил дорожного движения или каких-либо других правил, если мама или папа сами в спешке перебегают дорогу на красный свет или никогда не смотрят в глазок, открывая дверь.
     Нельзя забывать о том, что авторитет родителей в дошкольном возрасте непререкаем. Малыши интуитивно повторяют все за своими родителями, но, к сожалению, впитывают в себя не только полезные знания, но и ошибки, совершаемые папой и мамой.
     Таким образом, ребенок, воспитанный в любви и заботе взрослых,  привыкший к опеке,  не учится следить за своей безопасностью. Не умеет самостоятельно решать возникшие проблемы, не имеет достаточных представлений о том, как вести себя, если чужой приходит в дом, не знает, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам,  царапинам, укусам.
     Детская безопасность начинается с нас – взрослых: с нашего здравомыслия, положительного примера и нашей способности предвидеть поступки детей.
Отсюда возникает проблема, и эта проблема связана с тем, что у детей дошкольного возраста низкий уровеньсформированных практических умений и навыков  безопасного поведения в быту, социуме, природе, на улице,  отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что- то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями.
Причиной  этого является  отсутствие целенаправленного семейного воспитания детей дошкольного возраста  по формированию навыков безопасного поведения. Поэтому появилось желание и необходимость, играя, изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у детей навык осознанного безопасного поведения дома, в природе, учить детей общаться друг с другом и окружающими, обеспечивая тем самым здоровый и безопасный  образ жизни.
Я стала  работать над методической темой «Безопасность детей – наше общее дело».
Цель и задачи работы
     Целью моего педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о  безопасной жизнедеятельности через различные виды детской деятельности                                           
 Задачи в работе с детьми

1.     Формирование начальных  представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения в детском саду, дома и в природе.
2.     Развитие осознанности и произвольности   в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
3.     Развивать сотрудничество с семьёй, помогая родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
Игровой метод:
-подвижные игры( «Цветные автомобили», « Сигналы светофора», « Охотники и зайцы», « Красный, желтый, зеленый», « Парковка» и др.);
-настольно- печатные игры( лото « Дорожные знаки», пазлы, домино  « Перевертыши», разрезные картинки и тд.);
-ролевые игры ( например, для закрепления правил дорожного движения  мальчики брали на себя роль водителя, кондуктора ( ролевая игра « Автобус»), пассажиров и тд.) ;
-игры- драматизации ( упражнение детей в способах действия в потенциально  опасных ситуациях, через принятие на себя определенных ролей);
- инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношения с окружающими.
Словесный метод:
-обсуждение и рассматривание с детьми типичных опасных ситуаций;
 -беседа, которая носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер;
- чтение стихов,рассказов,  например, Я. Пишумов « Песенка о правилах», С. Михалков « Шагая осторожно», потешек , сказок « Кошкин дом», С. Маршак « Сказка о глупом мышонке», Л. Толстой « Вышла мышка погулять», К. Чуковский « Мойдодыр», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят»и др.,
-песенок, которые в доступной и увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасности жизнедеятельности.
Наглядный метод:
- рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций ;
- организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность  осваивать опыт безопасного поведения в экстремальных ситуациях;
- наблюдение:стимулирует развитие познавательных интересов, закрепляет правила обращения с опасными предметами;
-метод моделирования ситуаций: моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни;
- экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
     Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Анализ методической литературы.
     В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования     основ     безопасности   жизнедеятельности  у  детей  дошкольного возраста.
     Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
1.     «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Р.Б. Стеркина. Данная программа включает в себя систему развивающих заданий, которые направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
2.     « Правила дорожного движения» под редакцией Г.Д. Беляевского, Е.А. Мартынова .Эта книга помогла мне при подготовке целевых прогулок, развлечений и экскурсий, направленных на совершенствование и закрепление правил дорожного движения, развитие пространственной ориентации детей и умений применять полученные знания в реальных ситуациях, в воспитании внимания, ответственности, осторожности, уверенности.
3.     « ОБЖ» Издательского дома « Корифей» автор Фисенко М.А.  Из  данной книги я взяла разнообразные занимательные материалы, стихи, загадки, ребусы, карточки, которые способствуют успешному усвоению детьми знаний по основам безопасности. Предложенные игровые ситуации и ролевые игры,   помогли мне в развитии у детей творческих способностей, воображения, расширили их кругозор.
4.     « ОБЖ для старших дошкольников» под редакцией Голициной Н.С.
Данное пособие помогло мне при использовании нетрадиционных форм работы с детьми- тренингов, составлении портфолио, акций, способствующих формированию у детей знаний о своем организме, правилах безопасности и основах здорового образа жизни.
5.     « Пожарная безопасность для дошкольников» под редакцией Прилепко Е.Ф. Используя материал данного пособия,  я смогла показать детям, как созидательную, так и разрушительную сторону огня.
6.     « Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» под редакцией Аралиной  Н.А. С помощью данного пособия я познакомила детей с интересными фактами из истории пожарной службы, систематизировала знания детей о бытовых причинах возникновения пожаров.
7.     « Как обеспечить безопасность дошкольников» под редакцией К.Ю. Белой. Эта книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования умений и навыков безопасного поведения.
8.     » Как научить детей ПДД?» под редакцией Гарнышевой Т.П. Применяла  развивающие игры по ознакомлению детей с ПДД.
9.     « Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения» под редакцией Вдовиченко Л.А. Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте.
10.                       « Азбука «АУ!» под  редакцией Жуковой О.Г., Трушниной Г.И.  Данное пособие содержит материал, способствующий формированию у детей познавательных способностей, речевых и изобразительных навыков, воспитанию нравственно-волевых черт и качеств личности, а также бережного отношения к природе.
11.                       « Три сигнала светофора» под редакцией Саулиной Т.Ф. Из опыта работы. Применяя это пособие, я разнообразила дидактический материал по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. Игры и сценарии помогли мне закрепить у детей знания о правилах дорожного движения во время прогулок и экскурсий.
12.                       « Осторожные сказки» под редакцией Шорыгиной Т.А. С помощью сказок я учила детей осторожному поведению дома, на улице,   у воды, в лесу, при встрече с животным. Анализировали поступки героев.
           На основе программы разработанной в 1997 году, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной, я составила перспективный план для работы с детьми. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами  работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я охватила следующие  разделы:  
Ребёнок и его здоровье
Ребёнок и другие люди
Ребёнок дома
Ребёнок и природа
Ребёнок и улица
Знакомство с противопожарной безопасностью
Эмоциональное благополучие ребенка
Учитывая особую значимость данной работы, я спланировала, сроки реализации в 4 этапа:
1 этап- младшая группа (дети 3-4 лет);
2 этап- средняя группа ( дети 4-5 лет);
3 этап- старшая группа (дети 5-6 лет);
4 этап- подготовительная группа (6-7 лет).
I Теоретическое обоснование
                            Вторая младшая группа
        Работу по формированию у детей культуры безопасного поведения я начала во второй  младшей группе.Ребенок четвертого года жизни с удовольствием изучает себя, свое тело, свои возможности, положительно настроен на выполнение культурно-гигиенических навыков и самообслуживание, радуется самостоятельным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, красивая походка, убранные игрушки, аккуратно сложенная одежда и т. д.). Для того, чтобы добиться хороших результатов, я познакомилась с психофизиологическими особенностями детей этого возраста, подобрала материал соответствующий возрасту и провела диагностические  исследования.
Диагностические  исследования детей на начало учебного года (2013-2014) (Приложение№1) показали:
вовторой  младшей группе:  высокий уровень составил 16 %, средний- 58 %, низкий-29%.
Получив, результаты диагностического исследования, и при организации педагогического процесса я уделяла особое внимание сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, приобщала их к правилам поведения в детском саду, дома и в природе.
Формирование умений и навыков безопасного поведения  осуществляла через совместную, самостоятельную, непосредственно-образовательную деятельность детей, учитывая разделы программы.
                      Раздел « Здоровье ребенка»
     В работе по ознакомлению  детей с правилами безопасного поведения  и для активного накопления представлений о здоровьесберегающем поведении организовала наблюдения за тем, как надо умываться и мыть руки, и  вытирать их насухо. При этом использую разнообразные игровые приемы как, например, « Научим куклу Катю умываться»,  чтение потешек,  стихов  « Нос, умойся!» Э. Мошковской, « Водичка, водичка», « Лягушонок» И. Токмаковой) и на их основе организую несложные игры, которые помогают малышам научиться правильно умываться, следить за чистотой рук и лица,  внешней аккуратностью и вместе с тем доставляют малышу удовольствие.  В доступной форме знакомила детей с тем, как устроено тело человека. Дети активно участвовали в решении различных проблемных ситуаций: « Как ходит человек?»,  « Зачем нужен нос» и др.
В своей работе по формирование умений и навыков безопасного поведения  учитывала принцип последовательного обогащения детского опыта. Сначала показывала детям, как правильно действовать,  использовала личный пример, инсценировку с игрушками. Так, например, знакомила детей с дидактической развивающей куклой доктор Айболит, девочкой Чистюлей и Грязнулей, ,Мойдодыром.
В разделе « Знакомство с противопожарной безопасностью» знакомлю детей с правилами безопасности дома. Рассматриваем с детьми иллюстрации на тему « Нужные, но опасные», « Каждой вещи свое место».  Беседа « Опасные предметы дома» помогла мне выявить уже имеющиеся знания и представления  детей об опасных предметах дома.  Вовлекаю детей в простейшую поисковую деятель­ность, например: найди из предложенных картинок или предметов те, что горят или не горят, объясняю, что в наших квартирах много вещей, которые очень хорошо горят, поэтому все, и взрослые и дети , должны быть очень осторожны с огнем. Особая роль отводится игровому персонажу  Хрюше( герой телепередачи «Спокойной ночи, малыши»), который рассказывает истории, происходившие с ними (из-за нарушения правил безопасности), а также загадывает загадки, приносит картинки и разные задания.  С игровым персонажем Хрюшей  даю понятие о том, какую опасность таят в себе спички. Знакомлю со свойствами огня.        Использование игрового персонажа дает возможность детям исправлять его ошибки, объяснять Хрюше необходимость выполнения правил и тем самым лучше усваивать эти правила.   Дидактические игры «Горит, не горит», « Опасные предметы», « Можно-нельзя»  помогают уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения.
Природа- самое удивительное из того что нас окружает, в природе нас ждет немало интересных встреч, но при условии внимательного и осторожного обращения с ней. Научить детей правилам безопасного поведения в природе и общению с животными, растениями помогает раздел
                                    « Ребенок и природа»
      Так как животные окружают нас повсюду: дома, на участке детского сада, и на улице, считаю необходимым объяснить детям, что можно и , что нельзя делать при контакте с животными. Читая, рассматривая иллюстрации, вспоминая истории из личного опыта по уходу  за животными, домашними питомцами, дети отмечали, что они не всегда дружелюбны и могут напугать или травмировать людей. Поэтому  с детьми закрепляли следующие правила контакта с животными:
- можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки;
- можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам;
- нельзя дразнить и мучить животных.
Раскрыть особенности и повадки животных помогают подвижные игры : « Мыши и кот», « Котята и ребята», « Лохматый пес», которые я провожу как в группе, так и во время прогулок. Наблюдая  за животными, например за котенком, не только задаю вопросы о его внешнем виде, повадках, но и обращаюсь к чувствам малышей, рассуждаем о том, как надо заботиться о котенке, как помочь ему хорошо расти.
     Нельзя забывать и о растениях. Используя наглядный материал, я рассказываю детям о ядовитых и лекарственных  растениях, которые растут в лесу, на полях, вдоль дорог, на пустырях. Во время прогулок на участке  и экскурсий по территории детского сада провожу наблюдение за одуванчиком и ромашкой, обращаю внимание детей на растение с овальными листьями, выясняем, что это за растение, ядовитое оно или лекарственное. Приходим к выводу, что  это подорожник, оно лекарственное растение, лечит ранки и царапины.
     Объясняю детям, что надо быть осторожнее и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки). Для закрепления знаний о ядовитых и лекарственных растениях провожу игру « Опасно - не опасно» В игре использую игрушку лисы, которая в стихотворной форме показывает и называет растение, а дети отвечают –ядовито оно или нет и почему они так считают. Использовала наглядный материал: альбомы и открытки, иллюстрации ядовитых растений, ягод, грибов, цветов, насекомых;  настольно-печатные игры «Лото», «Парные картинки», «Съедобный, не съедобный» и др.
     Широко применяю в своей работе игровые ситуации, например « инсценировка с игрушками». Особенность этих игр в том, что с помощью игрушек или персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю перед детьми какое-то событие. Содержание ситуации отражает те стороны детской жизни, в которых ребенку бывает  трудно разобраться, и помогает получить соответствующие представления о правильном поведении. Например : Машенька заблудилась; Как белка перепутала грибы»; «У куклы Тани день рождения» (делаем варенье из лесных ягод) и др.В этих инсценировках я демонстрирую детям  конкретные правила безопасного поведения в лесу. Учу различать съедобные и несъедобные грибы, по внешнему виду отличать съедобные ягоды от несъедобных ягод; воспитываю бережное отношение к природе. Маленькие дети всегда внимательны к действиям и словам взрослых. Все то, что они постоянно наблюдают в поведении близких людей, становится частью их личного опыта. Поэтому в общении с малышами доступно и выразительно показываю им правильные формы поведения, вежливую речь, проявление  добрых чувств и отношений.
«Ребенок и улица»
     Улица для ребенка- это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, пешеходов и т.д.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребенок. А здесь как раз и подстерегает его опасность. Знакомя детей с улицей, обращаю внимание на то, какая наша улица широкая, красивая. На ней много домов, машин. Машины самые разные. Предлагаю детям посмотреть вокруг и рассказать, что еще они видят на улице.

     Дети наблюдали за движением транспорта и пешеходов, узнали, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, научились узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали. Через игру « Веселый светофор» научились  устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем. Например, в светофоре загорелся зеленый свет – можно переходить дорогу, красный – движение запрещено, на желтый сигнал светофора- приготовься, посмотри на лево, направо.
     В своей работе с детьми я применяли дидактические игры («Назови, о чем я расскажу», «Научим кукол правилам для пешеходов», «Кто быстрее», «Сложи светофор», «Разрезанные картинки») и др. С их помощью учила детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закрепили знания сигналов светофора, правила для пешеходов.
«Работа с родителями»
     Эффективность знаний детей в большей степени зависит от положительного примера в поведении взрослых. Учитывая это, я уделяю значительное внимание работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей. Считаю, что в этой работе важно, чтобы родители осознали важность их роли в воспитательном процессе. Между педагогом и родителями должно быть полное взаимопонимание и взаимодействие, т.к. разные требования, предъявляемые детям в детском саду, и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.
Формирование у детей навыков безопасного для жизни и здоровья поведения  строиться на воспитании тех или иных привычек, и очень важно, чтобы привычки форми­ровались вовремя. 
     Поэтому я использую следующие формы работы с родителями:
- консультации: «Начни с себя», «Новогодние елки без слез»;
- организация мероприятий с участием родителей «Путешествие по доброй дороге», «Моя безопасность»;
- выпуск наглядной агитации в виде памяток: «Предметы домашнего обихода», «Чистота - залог здоровья», «Что должен знать ребенок 3-4 лет о правилах дорожного движения», «У вашего ребёнка аллергия», «Компьютер и дети», «Папа, мама и я – спортивная семья».
       Проводила ряд обучающих мероприятий: оформляла ширмы с наглядной информацией на темы «Роль закаливающих процедур для здоровья дошкольника», «Красный, жёлтый и зелёный», «Ядовитые грибы»; проводила индивидуальные  консультации с родителями по интересующим их вопросам.    
     Обратила внимание  родителей, что взрослые должны помнить, что дошкольник не име­ет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу или ука­зание, и что одним из способов воздействия на детей будет  их любимая игрушка, которая становится главным действующим лицом и будет обучать ребёнка безопасному поведению в социуме.
    Следуя правилам игры,  нацеливаю ребёнка выполнять вместе с игрушкой определённые действия: делать зарядку, умываться, оде­ваться на прогулку, убирать со стола, ложиться спать, не брать спички, ножи, стекло. Такой  подобный прием хорошо «работает»  при проведении не­приятных,  но,  необходимых  процедур: прививок, приема таблеток, родители могут его использовать в своей практике.
     Проводя  работу, обращала внимание родителей, что причиной формирования определенного отношения к здо­ровью являются непосредственно сами взрослые, окружающие ребёнка,  как носители и пример оп­ределенных физических и психических качеств.
     Для этого организовала семейный конкурс совместного  детско-родительского рисунка «Осторожным надо быть».
    В начале и в конце учебного года провела анкетирование, некоторые родители считали, что обучать детей правилам безопасной жизнедеятельности в младшем дошкольном возрасте ещё рано. Наметила ряд консультаций «Как приучить ребёнка быть осторожным»
    Сделала папку-передвижку по теме, как  закреп­ить привычки ЗОЖ и формирования ОБЖ, где рассказала о значении похвалы взрослого, она действует гораздо сильнее, чем порицание. И пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице и в быту.
Таким образом, данные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями помогают осознать значимость предупредительных мер при условии использования собственного примера, сотрудничества с малышом и направить активность детей в полезное русло.
        В конце учебного года, определяя уровень освоения детьми правил безопасности, я отметила, что показатели выросли  в сравнении с показателями на начало учебного года и я думаю, что важную роль в этом сыграла работа с родителями.
     Во второй младшей группе на начало учебного года  высокий уровень составил 16 %, средний- 58 %, низкий-29%, в конце года результаты улучшились: в конце года результаты улучшились: высокий уровень- 33 %, средний- 50%, низкий- 16 %. Таким образом, во второй  младшей группе уровень усвоения увеличился на 17  %.(Приложение№1).
                                                  Вывод
     Работа по формированию у детей умений и навыков безопасного поведения  и сохранению и укреплению физического и психического здоровья  детей, приобщению  их к правилам поведения в детском саду, дома и в природе была эффективной.  Дети  проявляют интерес  и с удовольствием  самостоятельно выполняют культурно-гигиенические навыки, имеют знания о том, что такое здоровый человек и что помогает нам быть здоровыми. С интересом стремятся узнать  о правилах поведения  с животными; с удовольствием слушают рассказы и сказки о них, любят рассуждать на эту тему, задают вопросы и делают выводы о том, что животные это живые существа, их можно кормить, но нельзя их трогать и брать на руки;
- можно погладить и приласкать, но  нельзя дразнить и мучить животных.
     Стремятся соблюдать порядок в доме и детском саду, не потому, что это красиво, а для безопасности, поэтому  научились предметы и игрушки класть на свои места.  Все полученные знания дети закрепляют дома с родителями.
                                                Средняя группа
     Средний дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением  к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. И я  стала развивать  осознанное  и произвольное   в выполнение основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
     Перед началом работы, я провела диагностические исследования, которые показали:на начало учебного года высокий уровень составил- 28%, средний- 57%, низкий-14%. (Приложение№ 2).
    Знакомство  с простейшими способами безопасного поведения в различных опасных ситуациях я осуществляла через  следующие разделы:
« Ребенок и другие люди»
     Познакомить с  правилами  поведения с незнакомыми людьми помогает раздел « Ребенок и другие люди». Беседуя с детьми на тему « Кто нас окружает», уточняю знания детей об окружающих людях ( родные и близкие, знакомые и незнакомые), прошу детей объяснить какого человека мы называем незнакомым? Рассматриваем ситуации: « Что делать если вы дома одни и вам позвонил по телефону или в дверь  незнакомый человек и спрашивает у вас о родителях?Дети высказывают свои предположения и вместе мы приходим к выводу, что нельзя вступать в беседу с незнакомым человеком; нельзя принимать подарки и брать сладости от чужих людей, нельзя открывать дверь, даже если пришел почтальон, а ты дома один.
     Большое воспитательное значение играют сказки такие как: « Лиса в заячьей шкуре», « Кот, петух и лиса», « Жихарка», « Колобок» и др. Знакомлю детей  как себя вести в ситуациях насильственного поведения взрослого ( хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину и тд.); что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых, нельзя открывать дверь чужому. Через рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам « Колобок», « Волк и семеро козлят», Сказки Шарль Перро « Красная шапочка» знакомлю с правилом, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями. Через дидактические игры « Можно-нельзя», « Знакомый, свой, чужой» закрепляю правила поведения с незнакомыми людьми.В игре «Свой, чужой, знакомый», они закрепляли знания не только о своей семье, родне, но и о соседях, друзьях, знакомых, близких людях,  прохожих, незнакомых и  посторонних.
     Очень важно научить детей доверять  своим родным и при необходимости рассказывать им если тебя обидели незнакомые люди. Весьма действенным приемом в этом случае является инсценировка с помощью игрушек настольного театра, например, « Ссора с бабушкой».  Упражнение « Что случилось если бы …»  способствует развитию мышления, установлению причинно-следственных связей.
     Проводила с детьми тренинги. Учила детей при возникно­вении опасности громко кричать, звать на по­мощь, привлекать внимание окружающих с тем ,чтобы они могли оказать детям помощь.  «Опасные» ситуации в тренингах всегда заканчивала благополучным концом: ребёнок убегает от преследователя, ему на помощь приходят взрослые люди или другие дети и т. п.
Ребенок дома
   На НОД (непосредственно образовательной деятельности) « Когда мамы нет дома», и других,  дети изучали, как, правильно вести себя дома, когда остаются  одни. Благодаря инсценированной ситуации  у детей  сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04. Каждый ребёнок выступал в роли  оставленного дома ребёнка.  
   В совместной деятельности  « Сказка о колобке», разъясняла детям, что приятная внешность  незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения.
      Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Безопасность»,  выясняли,  где дети поступили правильно,  а где нарушили правила.  Научились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность,  правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать « нет» на предложение  незнакомого  взрослого. Закрепили все правила в игре « Если…» - обыгрывали с детьми ситуации. Дети,  что вы будете делать, если…(угощение конфетой, приглашение сходить в кино, хватание ребенка и попытка насильственно увести его в другую комнату).  Благодаря этой игре закрепляли  правила поведения детей во всех ситуациях.
      В ходе НОД« Каждому опасному предмету своё место », уточнила знания детей  о правилах пользования колющими, режущими предметами. Выучили стихи, и потешки, которые помогли запомнить правила обращения с опасными предметами и способами их хранения. Закрепили представления детей о некоторых опасных электроприборах опасных для жизни и здоровья. Об их значимости для людей. О правилах пользования ими.
« Ребенок и природа»
       Очень интересно проходили НОД (непосредственная образовательная деятельность) по разделу « Ребёнок и природа». На  НОД   «Путешествие в природу», мы отправились в сказочное путешествие, в котором  учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки.   «Запрещающие знаки» - запрещали разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на  деревьях. Мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых. Все эти  правила,  мы разучили в стихотворной форме, способствовало быстрому их запоминанию. В ходе этой деятельностизакрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу,  а что нельзя.
       Беседовала с детьми,  почему нельзя есть грязные фрукты и овощи, зачем надо мыть руки перед едой, как можно уберечься от болезней. С  детьми обобщали ответы и выводили правила безопасного поведения для каждой конкретной ситуации.

    Провела  совместную деятельность « Кошки и собаки – наши друзья», учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что  можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка» и Г. Новицкой « Дворняжка», которые пробудили интерес к жизни животных, а так же добрые и заботливые чувства к ним.
      В ходе НОД  и игр по всем разделам использовались видео уроки: «Уроки тетушки Совы»,ИКТ по теме: «Азбука безопасности (смешарики)»,  это помогло мне добиться более быстрого запоминания норм и правил поведения, так как любимые и интересные для детей герои рассказывали и показывали  различные ситуации,  происходящие с ними и способы и правила выхода из них.   Особое внимание уделялось мной чтению художественных произведений по формированию основ безопасности жизнедеятельности: сказок К. Чуковского, Г. Х. Андерсена,  Л.Кэрролл, В. Катаева, стихов А. Барто, С. Маршака и других .                                       
« Знакомство с противопожарной безопасностью»
     В ходе занятий «Огонь- друг, огонь-враг». « О правилах важных -  пожаробезопасных »,  «Спички в нашем доме», «Детские шалости с огнём и их последствия», «Осторожно, огонь» и другие,  дети познакомились с правилами пожарной безопасности, научились осторожному обращению с огнём, узнали о профессии пожарного. У них развилось понимание того, что соблюдение  правил  пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Мне удалось объяснить, какой вред приносят игры с огнём. Мы познакомились с первичными действиями при обнаружении пожара,  на  практике учились правильно сообщать о пожаре по телефону. Благодаря дидактическим играм, таким как: « Опасные соседи » НОД: « Осторожно огонь »),  у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается, - спички, зажигалки, газовые плиты, печка, электроприборы, петарды.
       Во время опыта с горящей бумагой, дети выяснили, чего же боится, огонь и учились тушить возгорание. Опытным путем доказали почему нельзя сушить белье над газовой плитой. ( Приложение 3)
В ходе совместной деятельности  « Тили - бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом!», отработали последовательность действий в случае возникновения пожара.
        В процессе работы у каждого ребенка появилось уважение к труду пожарных. Дети узнали, как уберечь себя от ожогов,  например: когда проходишь мимо кухонной плиты, нужно следить за тем, чтобы не зацепиться за ручку сковородки или кастрюли. Не пытаться самостоятельно поднять кастрюлю с кипятком. Прежде чем влезть в наполненную ванну или встать под душ, проверь, не слишком ли горячая вода, так же узнали, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня.
Благодаря практическим играм, научилисьоказывать первую помощь при ожогах.
Ребенок и улица
      На НОД по правилам дорожного движения «Знакомство с правилами дорожного движения», «Наблюдения  за движением машин и работой водителя», «Пешеход переходит улицу», « Мы пассажиры», «Сигналы регулировщика»  и другие, мои воспитанники в игровой форме знакомились с правилами безопасного поведения на улице. Закрепляют представление: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Бульвар», «Пешеходная зона», «Островок безопасности».       Рассматриваем потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть  в играх во дворе дома, учимся мерам предосторожности.
       Расширяется  круг представлений детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, железнодорожный, воздушный и водный). Знакомимся со специальными автомобилями: «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», их назначение и особыми правилами движения по улице. (Приложение 4)
       В игровой форме формируются знания о дорожных знаках, их классификация, назначение. Знакомлю детей с ГИБДД, рассказываю о том, кто там работает, узнаем о труде  регулировщика. Регулировщики следят за порядком на тех перекрёстках, где нет светофора. Они подают команды жезлом: кому идти, кому стоять, каждый ребёнок выступает в роли регулировщика и запоминает правила через игру: регулировщик поднимает правую руку вверх – это соответствует жёлтому сигналу светофора; регулировщик стоит лицом или спиной к движению - это соответствует красному сигналу; регулировщик повернулся боком - можно идти на зелёный сигнал светофора. Через сюжетно-ролевую игру « Автобус», расширяется круг правил поведения в общественном транспорте: входить в автобус, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; нужно уступать место инвалидам, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, нельзя шуметь и отвлекать водителя.
     В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и улицах поселка и города осуществляется тесная связь между всеми разделами. На  занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности постоянное внимание уделяю формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Дети  с желанием обыгрывают,  различные дорожные ситуации тем самым закрепляются правила дорожного движения.
     Много времени мы проводим в библиотеке, там мы узнали,  сколько лет светофору, играли с дедушкой светофором.     
     Большой популярностью пользуется дидактическая игра « Перекрёсток», которую мы изготовили совместно с детьми. Благодаря ей закрепляются многие изученные правила и знаки  дорожного  движения.
Ребёнок и его здоровье
     В данном разделе дети получают элементарное представление о том, что такое здоровье и как его сберечь; о значении гигиенических процедур, правильного питания, занятий физкультурой и спортом, знакомятся со строением организма. Например, на НОД: «Изучаем свой организм»,  дети узнали, чем они похожи  и, чем они отличаются (рост, цвет и длина волос, цвет глаз, вес, пол). Искали где расположено сердце, слушали пульс в разные моменты своей деятельности. Особое внимание уделяю формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены( « Чтобы глаза видели, а  уши слышали», «Чтобы здоровой была кожа, следить за её чистотой надо тоже»). Я подвела их к пониманию значения бережного отношения к своему организму  и правильному  уходу  за ними (правильное дыхание, питание, необходимость ухода за зубами и так далее).    На совместной деятельности по теме: « Чтобы здоровой была кожа, следить за её чистотой надо тоже » к ребятам приходила в гости кукла -  Грязнуля,  и они на её примере закрепляли основные гигиенические навыки.
     В игровой форме (в гости приходили 2 хозяюшки), повторили и обговорили правила сервировки стола. Выучили правило: « Мойте овощи и фрукты - будут здоровыми желудки».
    На НОД « Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит» дети получили телеграмму  от королевы Простуды, чтобы прочитать её пришлось позвать в гости доктора Айболита. Доктор сообщил детям сведения о, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека; научил детей не бояться врача, самим уметь оказывать  первую помощь  научились правильно обрабатывать рану и накладывать на неё простейшую повязку, при этом дети  объясняли значение каждого действия.
   На НОД « Как беречь здоровье ребёнка», у  детей сформировалось представление о профессии врача.     Доктор   Пилюлькин сообщил детям элементарные сведения о лекарствах, и о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого. Нельзя брать лекарства самостоятельно. Старались  дать представление о главной ценности жизни - здоровье.
     Таким образом, у детей по средствам бесед « Чем могут быть опасны грязные руки?», «Почему долго нельзя сидеть за компьютером? », «Почему  нельзя питаться чипсами и увлекаться газированной водой». Дидактические, театрализованные, сюжетно - ролевые игры, наблюдения за собой, сформировались определённые знания и интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, интерес к занятиям физическими упражнениями, появилось бережное отношение к телу, чистоплотность, чувства сострадания к несчастьям ближнего, взаимопомощь.
     Проводились развлечения День Здоровья, минутки – физминутки, соревнования «В здоровом теле – здоровый дух», которые помогли детям оценить значения здоровья в жизни человека.
Эмоциональное благополучие ребёнка
    В этом разделе работы, я определила, для работы следующие цели: формировать у детей навыки самостоятельной дея­тельности, социальной ответственности способности чувство­вать и понимать себя и других.
    В процессе развития коммуникативных навыков особое внимание уделяла формированию личностных ка­честв детей, их чувствам, эмоциям.    
     Работу направляла на вос­питание у детей уважительного отношения к себе и окружаю­щим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
     Помогала детям не только овла­деть средствами коммуникации, но и понять, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе об­щения, существует тесная связь и что эмоциональные пробле­мы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их восприятием и пониманием. 
   Всю работу проводила по темам: «Правила поведения и общения». «Волшебство вежливых слов». «Что значит быть добрым, злым». «Добро и зло в сказках». «В нашем доме гости». «Как вести себя за столом». «Мое настроение».  Способствую накоплению знаний детей и удовлетворению их потребности в игре, которая практическим путём помогает понять детям чувства других детей.
     Беседовала с детьми на разнообразные темы: «Я и моя семья», «Правила нашего дома», «Я и мои друзья», « Правила, помогающие жить дружно», «Как остановить ссору? «Улыбка и смех — здоровье для всех», « Я не трус, но я боюсь». 
    В группе есть уголок уединения «Давай поговорим». « Мирилка» со словами: «Мирись, мирись, мирись, и больше не дерись, а просто улыбнись», которую, дети сейчас используют самостоятельно при разрешении конфликтных ситуаций.
Работа с родителями
    Важную роль в работе  по данному направлению занимает личностное просвещение родителей.  И я спланировала тесное     сотрудничество с семьёй, помогая родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений и  навыков безопасного поведения на улице, в природе, в быту и т.д.  я использую следующие  формы  взаимодействия и общения  с родителями: анкетирование, опрос, тестирование.
    Через эти формы я заинтересовала родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту, безопасности на дороге и других ситуациях.
     По результатам анкетирования, я сделала следующие выводы, что родители нуждаются в помощи педагога,   ссылаясь на нехватку времени и недостаточные знания в области безопасного поведения на дороге. Некоторые родители считают, что этим должны заниматься воспитатели в детском саду и учителя в школе. Многие родители  для формирования у детей знаний и навыков безопасного поведения используют информацию из книг, телепередач, мультфильмов, компьютерных игр.
      Анализ тестов показал о необходимости повышения образовательного уровня родителей по данной проблеме через использование разнообразных форм совместной работы ДОУ и семьи  - это нетрадиционные родительские собрания, круглые столы, беседы.
     Эти формы работы помогли повысить педагогическую компетентность родителей по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности, повышения ответственности за создание условий для безопасной жизни ребенка, обучения детей соблюдению элементарных правил безопасного поведения, воспитания осознанного отношения к сохранению своего здоровья и жизни.
     Через предоставленную информацию -  стенды, папки-передвижки, в которых указана вся важная информация, касающаяся пожарной безопасности, безопасного поведения на дорогах, на улице и в быту. Консультации для родителей на тему: «Ребенок при пожаре», «Что делать с незнакомцем»;
буклеты « Воспитание навыков  и привычек безопасного поведения»,  которые помогли  родителям узнатькак донести всё это до малыша.
     С каждым из родителей провожу индивидуальную беседу по вопросам участия в совместных мероприятиях. Родители часто говорят, что не смогут, очень сложно. Но, стоит появиться первым работам, которые специально вывешиваются в доступном месте для детей и родителей, как тут, же за ними появляются все остальные (детские рисунки, поделки, фотоколлажи совместно с родителями).
Мы не раз наблюдали, что на праздниках родители преображаются: появляются улыбки, загораются глаза, меняется настроение. Это происходит, когда праздники проходят неформально, по-домашнему, когда дети чувствуют себя естественно. Чтобы родители проявляли больший интерес к воспитанию своих детей, они должны иметь возможность приобщиться к делам детского сада, видеть результаты творчества детей и доброе отношение воспитателей. Атмосфера творчества, добра, сплоченности, инициативы положительно влияет на родителей.
     Через групповую газету, собрания, совместные с детьми и родителями развлечения мы стараемся убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого - либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных  детям в ДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.
     Многие родители, имеющие свои автомобили стали более внимательными водителями, так  как теперь их дети сами делают им замечания по поводу  неправильной скорости при передвижении в тех или иных местах, остановках в неположенном месте, потому что очень хорошо знают знаки дорожного  движения. 
                                                  Вывод
 Работа не завершена,  я составила промежуточный мониторинг, который показывает небольшую результативность в данном направлении: высокий уровень- 34%,средний уровень-  50 %,низкий уровень-   14%.(Приложение №2)
Работу по формированию у детей представлений о правилах безопасного поведения я продолжаю через кружковую работу, которая проходит 1 раз в неделю. Для планомерной и последовательной работы разработала перспективное планирование, которое включает  в себя  тему и задачи , виды совместной и самостоятельной деятельности, предметное обеспечение и взаимодействие с родителями и дату проведения. ( Приложение 7)
Заключение

      Результат моей деятельности за полтора года:
-собраны игры по формированию у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения в природе, на дороге, в быту .
-с родителями установлен более тесный контакт, родители видят во мне грамотного и умного педагога.
-диагностика показала: моя работа была проведена успешно, с детьми возникли более доверительные  отношения, в группе создана благоприятная, эмоциональная обстановка;
- подобрана методическая литература, которая включает в себя систему развивающих заданий, направленных на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. Содержит конспекты проведения  целевых прогулок, развлечений и экскурсий, направленных на совершенствование и закрепление правил дорожного движения, развитие пространственной ориентации детей и умений применять полученные знания в реальных ситуациях, в воспитании внимания, ответственности, осторожности, уверенности. Разнообразные занимательные материалы, стихи, загадки, ребусы, карточки, которые способствуют успешному усвоению детьми знаний по основам безопасности;
- оформлен уголок в группе, в котором имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций, дидактические игры «опасно – не опасно», «Четвертый – лишний», «Назови одним словом», «Собери картинку». Развивающие настольно-печатные игры: «Азбука безопасности», «Дорожные знаки», « Что такое хорошо- что такое плохо»; ( Приложение 5 )
- совместно с родителями изготовлены макеты домов, атрибуты к сюжетно-ролевым играм (светофор, жилеты, жезл, машины, дорожные знаки, карточки с телефонами служб спасения); ( Приложение 6 )
- разработаны мероприятия посвященные ПДД с участием родителей.
Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда ребенок в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения, умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций.








                              Список литературы:
1.«Безопасность » под редакцией Авдеевой Н.Н., Стеркиной Р.Б., Князевой Н.Л. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности.- СПб.: « Детство-пресс», 2009.-144 с..
2.«Дошкольник 4-5 лет в детском саду» Бабаева Т.И. и др. Учебно-методическое пособие» СПб.: « Детство-пресс», 2008.-480 с..
3.«Дошкольник 5-7 лет в детском саду» Бабаева Т.И. и др. Учебно-методическое пособие» СПб.: « Детство-пресс», 2010.-576 с..
4.«Пожарная безопасность для дошкольников» Прилепко Е.Ф. М.: Издательство « Скрипторий 20032, 2008.-96 с.
5.«Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» Аралина Н.А. М.: Издательство « Скрипторий 20032, 2008.-72 с.
6.«Как обеспечить безопасность дошкольников» Белая К.Ю. М.: Просвещение, 2006.-94 с.
7.«» Как научить детей ПДД?» ГарнышеваТ.П.СПб.: « Детство-пресс», 2010.-64 с.
8. «Природа вокруг нас» Фисенко М. А. Волгоград: ИТД « Корифей».-96 с.
9. « Правила дорожного движения для детей 3-7 лет» Беляевскова Г.Д. Волгоград: Учитель, 2013.-170 с.
10. « Ребенок на улице» Вдовиченко Л.А. СПб.: « Детство-пресс», 2009.-96 с.
11. «Азбука « Ау!»» Жукова О.Г., Трушнина Г.И. СПб.: « Детство-пресс», 2008.-144 с.
12. «ОБЖ»  Фисенко М.А. Волгоград: ИТД « Корифей».-96 с.
13. « Три сигнала светофора» Добрякова В.А., Борисова Н.В. М.: Просвещение, 1989.- 62 с.
14. «Журнал « Дошкольное воспитание» № 5, 2013, издательский дом « Воспитание дошкольника»- стр. 17.
15. Журнал «Дошкольное воспитание» 2012, стр.9

                                                                                                 

Комментариев нет:

Отправить комментарий